С развитием технического прогресса все больше людей выбирает такой тип занятости как фриланс. Преимуществ у него немало: свободный график, отсутствие дресс-кода и необходимости общаться с коллегами, самостоятельный выбор рабочих задач, проектов и заказчиков. Однако, некоторые подводные камни оказываются неожиданностью для многих новоиспеченных фрилансеров. Это и большая конкуренция, и сложности с поиском проектов, нестабильность доходов и отсутствие возможности их прогнозировать с уверенностью. И наконец, необходимость самостоятельно вести бухгалтерию и разбираться досконально в налогообложении для малого бизнеса.
Несколько наших советов помогут организовать работу так, чтобы снизить риски вашего бизнеса и избежать неприятных неожиданностей.
Физлицо или ИП?
Если вы работаете как физлицо (в том числе и по договору подряда), то можете ограничиваться минимальными налоговыми выплатами, такими как единый налог, но не сможете брать кредит на развитие бизнеса и конкурировать за большие заказы с организациями, которые оформлены как юрлица. Таким образом, ваши возможности для роста несколько ограничены, но это неплохой вариант для стартового этапа вашей фрилансерской карьеры.
Если вы готовы двигаться дальше, то регистрация ИП - ваш следующий шаг. С индивидуальными предпринимателями даже самые крупные компании могут заключать договор оказания услуг. Выплата налогов и отчислений в ФСЗН контролируется только вами. В зависимости от вида деятельности, может быть выбрана упрощенная система налогообложения, подоходный или единый налог.
Если при регистрации ИП у вас возникают сомнения о том, какой именно вид деятельности подразумевает ваша работа, лучше обратиться с официальным письмом в статистической управление в вашем городе - это надежный и безопасный вариант, который исключает возникновение недоразумений и штрафов в будущем.
Что помогает избежать попадания в финансовую яму?
Исключаем риски, что за вашу работу не заплатят.
Увы, почти каждый фрилансер рано или поздно оказывается в подобной ситуации: работа сделана, а оплаты нет. Предлагаем сразу учиться на чужих ошибках:
• Чем лучше репутация компании, которая предлагает вам сотрудничество, тем выше шансы, что вам заплатят за работу. Изучите отзывы работников об этой компании, проверьте “черные списки” на фрилансерских биржах, где перечислены недобросовестные заказчики.
• Грамотно составленный договор вместо устных договоренностей - лучшая гарантия. Мошенники, как правило, рассчитывают именно на наивность и порядочность вольнонаемных рабочих, и редко даже соглашаются подписать письменное соглашение.
Менее драматичная, но тоже неприятная ситуация - это длительные задержки выплат. Всегда стоит оговаривать заранее график оплаты вашей работы, особенно если проект длительный. И конечно же, стоит упомянуть это в контракте. Иногда лучше попросить аванс - не стоит стесняться делать это, ведь добросовестный заказчик, как правило, признает правомерность такого пункта в договоре. Кроме того, такие прямые и конкретные разговоры помогают получить ясную картину того, на какой ежемесячный доход вы можете рассчитывать в ближайшем будущем.
Не бойтесь оспаривать свои права в суде, если все же вам не повезло оказаться в затруднительном положении. Если вы действовали официально, то вам нечего бояться и с грамотной поддержкой юриста вы имеете высокие шансы вернуть себе честно заработанное.
Налаживаем собственную бухгалтерию.
На первом этапе работы в статусе фрилансера вам придется выбрать банк для осуществления расчетно-кассового обслуживания. Сравните тарифные планы и ежемесячные взносы за эти услуги у разных банков, чтобы выбрать наиболее выгодный вариант.
Далее выбираем способ выставления счетов и тщательно организуем ведение бухгалтерского и налогового учета. Вы должны иметь точное представление о том, сколько вы зарабатываете. Существуют программные продукты, которые помогают в этом (Bittrex, AmoCRM).
Если же вы хотите передать эти задачи в руки профессионалов, то аутсорсинг бухгалтерии – это действительно хороший вариант не только для корпораций, но и для свободных художников. Вы можете либо консультироваться у специалистов по проблемным вопросам, либо поручить им полностью ведение ваших бухгалтерского учета. Обычно пакеты услуг у таких фирм для ИП и физлиц стоят недорого, но это гарантирует вам финансовую безопасность.
Психологические нюансы
Теперь вы не просто человек. Вы - предприятие, бренд. Относитесь к своей работе как к бизнесу: вам необходимо беречь свой имидж, соблюдать сроки, быть вежливым в общении, быть в доступе для своих заказчиков. Организация собственного рабочего времени - весьма нетривиальная задача для фрилансера. В опостылевшем офисе хоть и нет комфорта, но все же легче сосредоточится на рабочем процессе, чем у себя дома, где уютный диванчик, не просмотренные новинки сериалов и чай с печеньками - главные враги вашего профессионального успеха. Если ваши первые заказчики останутся довольны вашим профессионализмом и отношением к делу, то очень скоро сарафанное радио начнет приносить вам все больше проектов.
И наоборот, если заказчик вас подводит, медлит с ответом, не предоставляет адекватное ТЗ - будьте смелее в своих напоминаниях и требованиях. Не забывайте, что ваше время - ценный ресурс.
Поддерживайте общение с коллегами по цеху. Форумы на фриланс-биржах, профессиональные группы в соцсетях - это не просто способ убить время, это возможность получить дельный совет и эмоциональную поддержку. Не упускайте ее.