НАПИШИТЕ НАМ!

Бухгалтерские услуги > Библиотека > Подготовка к налоговой проверке без стресса

Подготовка к налоговой проверке без стресса Подготовка к налоговой проверке без стресса

2018-09-02 21:05:12

Плановые и особенно внеплановые налоговые проверки- это то, чего многие руководители и бухгалтеры ждут в большом волнении. Как пережить этот период без излишнего стресса и суеты, можно узнать от наших экспертов лично на консультации, где вам ответят на любые ваши вопросы. А общими рекомендациями, которые помогут быть «всегда готовыми» при минимальных усилиях, мы готовы делиться бесплатно.

Итак, налоговая вправе осуществлять камеральные, выездные, встречные выездные проверки плательщиков и иных обязанных лиц. Плановые проверки проводятся согласно координационному плану контрольной деятельности в Республике Беларусь. В данном плане указана тема проверки, субъект предпринимательской деятельности и срок ее проведения. Чтобы пройти ее успешно, стоит быть хорошо осведомленным о своих правах и обязанностях, которые описаны Положением о порядке организации и проведения проверок (№ 510). На официальном сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь вы можете проверить, ожидает ли вашу организацию плановая проверка в течение ближайших шести месяцев: http://www.kgk.gov.by/ru.

Каждая проверяемая организация должна зарегистрировать в налоговой книгу учета проверок. Она должна быть прошнурована, пронумерована и подтверждена подписью руководителя организации.

 

Непосредственно после прибытия к вам проверяющие обязаны представиться руководителю и главному бухгалтеру или их руководителям, проинформировать о начале выездной проверки, дать вам ознакомиться под роспись с предписанием и согласовать условия, место и порядок проведения проверки.

 

Далее проверяющие делают отметку в книге учета проверок. При нарушении порядка проведения проверки, проверяемая организация может обжаловать законность проверки в течение 10 дней. Если проверку признают незаконной, то субъект хозяйствования не будет привлечен к ответственности по ее результатам.

 

Вы можете следить за ходом выполнения проверки и если действия проверяющих специалистов выходят за рамки списка подлежащих проверке вопросов, то вы вправе оспаривать необходимость предоставления документов и разъяснений.

Преимущества проверки вне стен офиса

Вы можете настоять на проведении проверки вне вашего офиса, в том случае если у вас нет свободных рабочих мест или иных условий для работы специалистов. Почему это может быть вам на руку?

Как воспользоваться своими правами в ходе проверки

Требования проверяющих к вам могут излагаться устно или письменно. В случае недопонимания между сторонами, проверяемый субъект хозяйствования может попросить предъявить в письменном виде требования. В этом случае у него появится возможность обжаловать действия специалистов и указать на нарушения.

 

Изъятие любого документа или имущества должно быть задокументировано в обязательном порядке с указанием названия, даты и номера. Если проверяющие не сделали этого, попросите внести в протокол всю необходимую информацию.

 

После завершения проверки вы получите справку в том, случае, если не было выявлено нарушений. Если были найдены нарушения, то вам выдадут акт (лично либо по почте). Возражения по акту проверки могут быть поданы в течение 15 рабочих дней после его подписания. Поэтому стоит довольно оперативно определиться, согласны ли вы с изложенными замечаниями и какие последствия можно ожидать для организации в том, случае, если вы не будете его оспаривать.

 

В результате оспаривания акта может быть назначена дополнительная проверка, по результатам которой будет написан новый акт. По нему также можно подать возражение в течение 15 дней.

В акте должно быть подробно и четко описано каждое нарушение законодательства (со ссылками на соответствующие нормативные документы). Обратите внимание на то, что в акте не должно содержаться размытых формулировок, которые можно трактовать двояко.

 

При отсутствии возможности вдумчиво проанализировать текст акта или посоветоваться с кем-то, вы вправе подписать документ с припиской, что вы не согласны с актом проверки и возражения будут поданы позже.

 

Как повысить шансы на успешное прохождение проверки

  1. Скоординируйте действия работников заранее. При необходимости привлекайте помощь консультантов и аудиторов, аутсорсинговых компаний, специалистов в области налогового законодательства. Можно провести экспресс-анализ или аудит состояния налогового и бухгалтерского учета.
  2. Назначьте ответственных за прохождение проверки лиц. Это могут быть, в частности, представители компании, которая вам оказывает бухгалтерские услуги.
  3. Подготовьте документы и проинструктируйте персонал о том, что они должны изучить или «освежить в памяти» материалы законодательства о проверках.
  4. Распорядитесь привести все нюансы отчетной политики организации в полное соответствие с законодательством.
  5. При необходимости подайте отчеты и уточненные декларации до даты получения предписания на проверку.
  6. Наблюдайте за действиями проверяющих, просите письменно оформлять запросы на предоставление сведений или документов.
  7. После завершения проверки неторопливо и внимательно ознакомьтесь с полученным актом и не откладывайте в долгий ящик подачу своих возражений, если они имеются.

 

И самый главный совет – не стоит в сфере бухгалтерского и налогового учета откладывать «на потом» все доделки и проверки.  Более того, вы можете периодически организовывать внутренние проверки – тогда даже внеплановые проверки не смогут выбить вас из колеи и пошатнуть финансовое равновесие.